В АЕБ предложили меры стимулирования автопродаж на российском рынке С января по июнь на российском рынке было продано 546 430 новых автомобилей, что свидетельствует о масштабном снижении спроса, говорится в отчете комитета автопроизводителей АЕБ
Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press
Господдержка и снижение ставки помогут перейти к фазе восстановления российского авторынка, считает председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Алексей Калицев. Согласно данным комитета, по итогам первых шести месяцев 2025 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей сократились на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Сколько продано машин
Согласно отчету комитета, в июне было реализовано 93 315 новых автомобилей, что на 29% меньше, чем годом ранее. Похожие цифры демонстрирует и АО «ППК»: согласно анализу регистрации электронных паспортов транспортных средств, владельцам было передано 92 627 машин.
Калицев назвал ожидаемым этот результат, так как он отражает текущую нестабильность в отрасли. По его словам, сокращение на 27% не стало сюрпризом, а лишь подтвердило сложность рыночной ситуации.
В то же время Калицев обратил внимание на положительный сдвиг в структуре рынка: доля локально произведенных автомобилей выросла до 56% по сравнению с 45% годом ранее. Это связано с частичным возобновлением работы автозаводов, ранее приостановивших деятельность. Еще одним сдержанным сигналом к стабилизации он назвал тот факт, что объем продаж в июне почти не отличался от майского уровня.
Что поможет авторынку
Тем не менее для перехода к фазе восстановления рынку, по мнению Калицева, требуется поддержка со стороны государства.
В этом контексте он приветствовал решение Министерства промышленности и торговли о возобновлении программ стимулирования спроса — «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Как подчеркнул эксперт, важно, чтобы их условия были доступны максимальному числу брендов, представленных на российском рынке.
Калицев также отметил, что небольшое снижение ключевой ставки может оказать положительное влияние на рыночную динамику, особенно если тенденция продолжится. Однако с учетом текущих реалий комитет уверен, что в 2025 году в России будет реализовано около 1,25 млн автомобилей — на 24% меньше, чем в 2024-м.
Фото: Tricky_Shark / Shutterstock / FOTODOM
Как себя чувствует сегмент LCV
По данным AEБ, российский рынок легких коммерческих автомобилей в июне 2025 года продолжил снижение, однако некоторые модели показали динамику.
Бессменным лидером осталась Gazelle с 2117 проданными единицами, но по сравнению с июнем 2024 года спрос упал на 1501 автомобиль. Второе место заняла модель Classic Commercial от УАЗ (1069 шт., -159 г/г), а третье — Sobol с 1003 реализованными машинами, практически без изменений к прошлому году.
Главным сюрпризом месяца стал Largus VU от Lada — продажи выросли в 27 раз (с 30 до 818 единиц).
В середине списка — модели Atlant (Sollers, 497 шт.) и Profi (УАЗ, 305 шт.). При этом новинка SF1 (Sollers), отсутствовавшая в продажах год назад, заняла девятую строчку с 45 проданными автомобилями.
Итоги первого полугодия
За январь—июнь 2025 года картина схожая:
Фото: ГАЗ
Главное из отчета Минпромторга
В январе—июне 2025 года российский рынок новых транспортных средств продемонстрировал снижение на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с 844 662 до 607 478 единиц, поделился Минпромторг. Наиболее существенное падение зафиксировано в июне (-31% к июню 2024 года), что свидетельствует о сохранении негативной динамики.
Июньские продажи по всем категориям оказались на 1–7% ниже майских показателей. Особого внимания заслуживает грузовой сегмент, где в июне зафиксирован рост на 3% после резкого падения в предыдущие месяцы.
Региональное распределение по продажам новых транспортных средств в легковом сегменте
За первые шесть месяцев 2025 года российский рынок новых транспортных средств категорий M и N сократился на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с 844 662 до 607 478 единиц. Основной удар пришелся на импортные модели, тогда как локализованное производство продемонстрировало более устойчивые показатели.
Фото: Eugene_Photo / Shutterstock / FOTODOM
На фоне общего спада отчетливо прослеживается рост доли локально произведенной техники. За первые шесть месяцев года было реализовано свыше 333 тыс. автомобилей российского производства, что на 11% меньше, чем годом ранее, — в разы меньшая отрицательная динамика по сравнению с импортом.
По итогам полугодия доля российской техники на рынке выросла на 11 процентных пунктов по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Это связано как с восстановлением производственных мощностей внутри страны, так и с продолжающимся падением импорта.
Тенденция стала особенно заметна в июне: на рынок поступило 56,2 тыс. автомобилей, произведенных в России, что лишь на 12,5% ниже, чем год назад. В то же время продажи импортных моделей снизились на 45%, составив 44,7 тыс. единиц.
Рынок электромобилей сократился на 57% (с 11 154 до 4778 единиц), однако доля российского производства в этом сегменте выросла с 18 до 23%.
Индексы развития рынка
Анализ индексов за последние три года показывает следующие тенденции:
Читайте также:
Авторы Теги Алексей Панков
Источник: www.autonews.ru