Москва завершила «пятилетку бесплатной зарядки» для электромобилей
С 23 июля все городские зарядные станции для электромобилей стали платными. Внезапно, без заблаговременных анонсов завершился почти пятилетний пилотный проект бесплатной зарядки — фактически городская промо-акция электромобилей. Правда, пока сохраняются другие важные льготы: бесплатная парковка и нулевой транспортный налог. Сколько теперь будут платить владельцы «электричек» и сохраняется ли экономический смысл в этом типе автомобилей — выяснял «МК».
Belkin Alexey/news.ru/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Как сообщили в Дептрансе, проект бесплатной зарядки на сети «Энергия Москвы» действовал почти 5 лет, за это время автомобили на этих зарядочных станциях зарядили более 1 млн раз. А сейчас акция завершена, и городские «заправки» переходят на «обычный» режим работы. То есть — за деньги.
Тариф, как сообщили в ведомстве — «среднерыночный». Сейчас он составляет 20 рублей за киловатт-час на постоянном токе и 15 рублей на переменном. Разница для автовладельца — прежде всего, в скорости зарядки: на переменном токе мощность «шланга» составляет 22 — 44 кВт, а «постоянники» тянут и все 50 кВт.
«Благодаря этому мы сможем устанавливать по 500 быстрых ЭЗС ежегодно уже с этого года», — обещают в Дептрансе. На начало 2025 года в столице было 290 зарядок «Энергия Москвы». Кстати, в последнее время уже не все из них были бесплатными: в 2024 году платными стали в пилотном режиме около 40 зарядок, а в этом году их стало более 120. Правда, доселе платными становились именно новые станции — сейчас тарифы вводятся на всей сети.
Транспортники утверждают, что платными ЭЗС стали ради повышения инвистиционной привлекательности проекта, а также ради сбалансированности загрузки зарядок. Последнее очевидно: в Москве на данный момент имеется свыше 3000 зарядных станций, большинство из которых частные и изначально платные. Стало быть, очереди на бесплатных «заправках» сочетались с недозагрузкой всех остальных. Теперь, конечно, это позади. Впрочем, и на платных городских станциях за истекшие полгода зарядились более 45 тысяч раз.
Для электромобилей остаются еще две ключевых льготы — это бесплатная парковка на улично-дорожной сети и нулевой транспортный налог. Напомним, недавно таких льгот было даже не три, а четыре: наряду с отмененной только что бесплатной зарядкой имеется еще и бесплатный проезд по новым федеральным трассам. Правда, в этом году операторы платных дорог хотели от этой льготы отказаться — но резонанс от готовящейся отмены стал слишком сильным. Возможно, именно поэтому уход в прошлое бесплатных электрозарядок стал настолько стремительным.
Вопрос, как теперь изменился баланс выгод и издержек применительно к электромобилям — ведь многие их приверженцы покупали их именно из-за государственных «промо-акций», упомянутых выше.
— Бесплатными городскими зарядками я пользуюсь не так уж часто, потому что живу за МКАД, — рассказывает владелец двух электромобилей и специалист по вторичному авторынку Алексей Островский. — Намного более актуальна для меня бесплатная парковка. Если отменят ее, километр для меня будет стоить все равно дешевле, чем на машине с ДВС, но не радикально.
Соотношение цены киловатта электроэнергии в домашней сети (а именно тамк заряжают «электрички» жители частного сектора) с ценой бензина или газа — величина переменная и зависит от соотношения тарифов. При этом козырем «электрички» в любом случае остается меньшая стоимость техобслуживания: не нужно менять масло в двигателе и трансмиссии, да и в целом электропривод надежнее. А вот в долгосрочной перспективе замена аккумулятора через несколько лет эксплуатации — вещь дорогая, и с ее учетом ездить на электромобиле без льгот может оказаться и дороже, чем на машине с ДВС.
Иначе говоря, плюсов и минусов у электромобиля в сравнении с классическим — примерно поровну. Если сбросить со счетов те самые государственные льготы. Которых теперь для москвичей осталось три: свободный проезд по платным дорогам, бесплатная парковка и отсутствие транспортного налога.
Кстати, по западным меркам — это на сегодняшний день весьма богатые льготы. В таких странах, как Франция и Германия стимуляция перехода на электромобили завязана не на бесплатность платной для ДВС инфраструктуры, а на налоговые вычеты… И усиление поборов на старые автомобили традиционной конструкции.
То есть акцент у европейцев — на кнут, а не на пряник. Возможно, в перспективе что-то подобное грозит и нам: ведь закручивание гаек для ДВС одновременно и стимулирует «электромобилизацию», и приносит деньги в бюджет, а не расходует их. И, возможно, первые ласточки уже тут: госзаказчиков недавно обязали приобретать именно электрические (или, на худой конец, газовые) модели. А разговоры о повышенном налоге и частом ТО для 15-летних автомобилей — они ведь, может быть, и неспроста.
Источник: www.mk.ru